Как разводить краску: измерение вязкости, применение разбавителей

Содержание
  1. Как разбавить краску для краскопульта – способы и средства
  2. Вязкость лакокрасочных материалов
  3. Измерение вязкости жидкости
  4. Применяемые для покраски материалы
  5. Применяемые растворители
  6. Дополнительные свойства
  7. Краткая характеристика растворителей
  8. Чем развести водоэмульсионную краску и как правильно разбавить водой
  9. Когда необходимо разбавлять водоэмульсионные составы
  10. Применение воды для разведения краски
  11. Пропорции
  12. Как разводить краску?
  13. Как развести краску
  14. Основы взаимодействия краски и растворителя
  15. Как измерить вязкость краски
  16. Как определить вязкость краски при использовании вискозиметра
  17. Виды красок
  18. Типы красок
  19. Покраска Автомобиля Своими Руками От А До Я (смешивание и определение вязкости)
  20. Как измерить вязкость? Методы определения вязкости
  21. Определение вязкости вискозиметром
  22. Средняя рабочая вязкость при 20 ºC по DIN4 составляет:
  23. «Народный метод» измерения вязкости («на глаз»)
  24. Атрибуты для приготовления эмалей и лаков
  25. Приготовление акриловой, базовой эмали и лака
  26. Фильтрация краски
  27. Резюме
  28. Как определить вязкость краски для краскопульта своими руками
  29. На что влияет вязкость
  30. Единицы
  31. Методика и инструмент
  32. Оптимальные значения
  33. Особый случай
  34. Оборудование для вязких материалов
  35. Заключение

Как разбавить краску для краскопульта – способы и средства

Как разводить краску: измерение вязкости, применение разбавителей

Свойства лакокрасочного покрытия зависят от качества применяемых материалов и способа их нанесения. Чтобы получить добротное, гладкое, равномерное по толщине покрытие, применяется специальное оборудование − краскопульт. Знание того, как правильно разбавить краску для краскопульта, является одним из главных при работе с этим оборудованием.

Краскопульт позволяет получить после окраски лучшую поверхность, без дефектов и потеков, с равномерно нанесенным тонким слоем красителя. С его помощью можно не только сократить время выполнения работ, но и иметь экономию за счет уменьшения требуемого количества материалов. Но при этом стоит учитывать две особенности:

  1. Не все материалы можно использовать, выбор краски для краскопульта — ответственная задача.
  2. Лакокрасочные материалы должны иметь определенную вязкость, которая не будет препятствовать работе оборудования.

Качество нанесения покрытия напрямую зависит от того, насколько густой применялся краситель, иными словами, от его вязкости.

Вязкость лакокрасочных материалов

Воспользовавшись дорогими качественными красителями, можно все равно получить неудовлетворительный результат по следующим причинам:

  1. Густую краску трудно нанести равномерным слоем по поверхности, она будет долго сохнуть, завышенная толщина отразится на стоимости.
  2. Нанесенная на вертикальную или наклонную поверхность краска будет стекать неравномерными потеками, которые трудно устранить.
  3. Густая краска не будет проникать в поры и трещины поверхности, что скажется на качестве получаемого в результате покрытия.
  4. Существующие модели краскопультов не всегда рассчитаны на высокую вязкость материала. Они могут забиваться, что потребует разборки оборудования и очистки внутренних поверхностей.
  5. Чтобы получить качественное покрытие после применения жидких лаков и красок, необходимо наносить жидкости в несколько слоев, что отражается на прочности покрытия и времени выполнения работ.

Измерение вязкости жидкости

Для правильного определения вязкости применяется специальный прибор − вискозиметр. Принята единица измерения вязкости в DIN-секундах.

Необходимая для получения качественного покрытия вязкость указана на упаковке ЛКМ. Но на эту величину влияют еще некоторые параметры, такие как температура воздуха, влажность. В случае отсутствия подробной информации на этикетке пригодятся следующие данные:

  1. Вязкость автомобильных эмалей должна быть 15-20 сек.
  2. Масляная краска и эмали должны иметь вязкость 15-25 сек.
  3. Широкий диапазон для грунтовки – 15-30 сек.
  4. Лак доводят до вязкости в 18-20 сек.
  5. Допускается высокая вязкость у латексных красок – 35-45 сек.

Визуально разбавленная краска должна по консистенции напоминать жирное молоко. Добиться правильного показателя вязкости можно с помощью растворителя, который подбирается в зависимости от состава окрашивающего вещества.

Применяемые для покраски материалы

Чтобы правильно подобрать растворитель, нужно знать состав и свойства применяемой краски. Для покрытия поверхностей с помощью краскопульта хорошо зарекомендовали себя следующие лакокрасочные материалы:

  • алкидные;
  • акриловые;
  • масляные;
  • водоэмульсионные;
  • нитроэмали.

Применяемые растворители

Получить краску требуемой правильной консистенции допустимо с помощью добавления растворителя. Наиболее простой способ – применить тот, который рекомендован в прилагаемой инструкции. Чтобы защитить себя от проблем, связанных с несовместимостью краски и растворителя, лучше применять продукцию одного производителя.

https://www.youtube.com/watch?v=wIe_AOT8vDQ

Для получения качественного, пригодного для нанесения краскопультом состава, необходимо точно следовать инструкции и не проводить эксперименты.

Самостоятельно подобрать подходящий растворитель возможно с учетом характеристик лакокрасочных материалов.

Чтобы убедиться в правильности выбора, необходимо попробовать каждый из вариантов. Общие рекомендации:

  1. Водоэмульсионные краски разводят дистиллированной водой, спиртом или эфиром. Обычная вода не годится в связи с наличием примесей, которые при высыхании могут оставлять белый налет.
  2. Масляные разбавляют олифой, масляно-смоляным лаком, Уайт-спиритом.
  3. Для разбавления эмалей можно применять всевозможные растворители, такие как №645, № 646, сольвент, Уайт-спирит, Р-4, Р-6, бензин, ксилол.
  4. Двухкомпонентные красители вначале смешиваются строго по указанной в инструкции схеме. Полученную вязкость проверяют вискозиметром и в случае необходимости разводят жидкостью.

Дополнительные свойства

В зависимости от состава и свойств растворители делят на:

  1. Неполярные, включающие в свой состав углеводороды в жидком состоянии, − это керосин, Уайт-спирит.
  2. Полярные, химическая форма которых имеет группу (ОН). Относящиеся к ним спирты используются для растворения водоэмульсионных красок и акриловых эмалей.

При выборе растворителя учитывают, что полярная группа подходит только к тем лакокрасочным материалам, которые считаются полярными, и наоборот. Ксилол и бензол относятся к универсальным растворителям, которые сочетаются с любыми красящими веществами.

Краткая характеристика растворителей

Растворители, имеющиеся в торговой сети, обладают сложным составом и применяются для разбавления определенного вида ЛКМ:

  1. № 646 не самый лучший вариант. По отношению к краскам проявляет агрессивность: не только разбавляет их, но и вносит изменения в состав. Чаще всего применяется для грунтовок и материалов на основе акрила.
  2. № 647 относительно агрессивный по свойствам, растворяет нитроэмали и нитролаки. При использовании требуется особая осторожность.
  3. Растворитель №650 за счет мягкого взаимодействия широко используется для растворения.
  4. Алкидные краски разбавляются Р-4, в состав которого включены полимеры.

Приведенные рекомендации помогут правильно разбавить краску для краскопульта. Это будет способствовать получению высококачественного равномерного покрытия без потеков и дефектов.

Источник: https://kraska.guru/instrumenty/elektro/kak-razbavit-krasku-dlya-kraskopulta.html

Чем развести водоэмульсионную краску и как правильно разбавить водой

Как разводить краску: измерение вязкости, применение разбавителей

Как и чем развести водоэмульсионную краску? Этот вопрос возникает довольно часто. Правильное решение – это гарантия надежного и долговечного покрытия и отсутствия осложнений во время работы.

Когда необходимо разбавлять водоэмульсионные составы

Водоэмульсионка представляет собой состав на основе воды. В ней в виде мелких капелек находятся различные наполнители, которые придают материалу конечные свойства.

По мере нанесения раствора на поверхность часть жидкости впитывается, а часть испаряется. За счет быстрого удаления влаги защитный слой образуется через небольшой промежуток времени.

Окончательное высыхание зависит от материала поверхности.

Схема, отображающая процесс испарения воды с последующим образованием прочных связей при нанесении водоэмульсионной краски на поверхность

Сейчас в продаже встречаются различные варианты водоэмульсионной (водно-дисперсной) краски. Множество производителей выпускают продукцию под своими торговыми марками. Поэтому разводить смесь целесообразно с учетом индивидуальных особенностей каждой разновидности в следующих случаях:

  • Если после вскрытия обнаруживается, что раствор слишком густой, то его нужно разбавить. Определить, что консистенция не подходит для нанесения, довольно просто: для этого состав хорошо перемешивают. Если на размешивающем предмете остается большое количество продукции, которая не стекает обратно, то необходимо применение растворителя.

Разбавляя краску важно не переусердствовать, поскольку толщина пленки при разведении состава уменьшается, а значит и снижаются эксплуатационные характеристики покрытия

  • Если используемыми инструментами сложно нанести загустевший состав. Процесс осуществляется ручным и механическим способом:
    • Для первого варианта применяются кисточки и валики. Ручная обработка стен и потолков требует, чтобы структура смеси была более вязкой. Тогда обеспечивается равномерность слоя и отсутствие потеков, которые возникают из-за того, что краска оказывается слишком жидкой.
    • Второй метод – использование пульверизатора. Такое приспособление значительно облегчает процесс и позволяет выполнять работы на больших площадях. Особенность инструмента в том, что красящий состав под давлением проходит через сопло, за счет чего взвесь более ровно ложится на основание. Поэтому для использования краскопульта консистенция должна быть жидкой. По сравнению с предыдущим вариантом вязкость уменьшается в 1,5–2 раза. Точные пропорции зависят от модели инструмента и вида водоэмульсионного состава.

В настоящее время на рынке представлены специализированные краскопульты для водоэмульсионных красок как электрические, так и ручного типа

  • При нарушении условий хранения и использования продукции. Случается, что тара после открытия неплотно закупоривается. Если вовремя не исправить ситуацию, то материал полностью придет в негодность. Но на определенном этапе, когда смесь еще не успела засохнуть, ее можно восстановить.

На заметку! Если состав жидкий, это можно исправить двумя методами: дать воде немного испариться или добавить отвердитель. Второй способ более сложный, его используют в тех случаях, когда краска изначально не имеет нужной консистенции.

Применение воды для разведения краски

Правильный выбор разбавителя – это залог успеха. Существует множество советов и рекомендаций по использованию различных веществ для этого процесса. Но единственным верным решением будет применение воды, поскольку именно она является основой продукции.

Для наилучшего разбавления жидкость должна советовать определенным параметрам:

  1. Температура. Вода должна иметь комнатную температуру. Если работы проводятся снаружи, то в фасадный раствор добавляется компонент, немного превышающий температурные показатели окружающей среды.

    Решая, сколько добавить растворителя в краску, важно учесть, что при низкой температуре состав имеет свойство густеть, а в жару — становиться более жидким

  2. Наличие примесей. Вода является отличным растворителем, поэтому в ней может содержаться большое количество незаметных веществ, которые оказывают пагубное влияние на красящий раствор (снижают его свойства, меняют цвет). Наилучшее разбавление происходит с помощью дистиллированной воды. Получить очищенную жидкость в домашних условиях можно разными способами. Если примеси слишком активны, разбавитель доводят до кипения и отстаивают.

Дистиллированную воду можно найти практически в любом строительном или автомагазине, реже встречается в аптеках

Внимание! Встречается совет, что разведение может производиться при помощи растворителей, используемых для эмали или масляной краски. Это неправильно. Если такое вещество добавить в водоэмульсионку, то зачастую смесь просто сворачивается. При этом реакция может проявиться не сразу, что вводит в заблуждение.

Пропорции

Наибольшие проблемы (особенно у тех, кто выполняет все работы самостоятельно и без опыта) возникают из-за пропорций. Дело в том, что четкого соотношения нет, руководствоваться следует параметрами, которые каждый конкретный производитель указывает на этикетке.

Общие рекомендации выглядят так:

  1. Для разбавления может использоваться до 10% жидкости. При этом точные параметры зависят от материала поверхности и бренда краски.

    На этикетке производитель всегда указывает допустимое процентное соотношение разбавителя к общему объему краски

  2. Различные технологии выполнения работ предполагают, что разведение будет разным. К примеру, если водоэмульсионный акриловый состав наносится в три слоя, то для первого нанесения в раствор добавляется 5–8% воды. Полученная смесь хорошо распределяется по основанию. Такое покрытие часто является грунтовочным. Для второго слоя используется 2–3% жидкости, третий не требует разведения. Это позволяет получить качественную и надежную поверхность.
  3. Добавление воды не всегда оправдано. При наличии оптимальной консистенции и вязкости, подходящей для применения ручного инструмента, вода только увеличит расход краски.

На заметку! Чрезмерное разбавление практикуют недобросовестные мастера. Это позволяет облегчить укладку каждого слоя, снижая декоративный эффект. К тому же, если закупку осуществляет не хозяин квартиры, это дает возможность увеличения сметы.

Как разводить краску?

Чтобы разбавить водой выбранный материал, нет необходимости использовать сложное оборудование. Для работы потребуется простой набор приспособлений:

  • чистая емкость подходящего размера;
  • дрель с насадкой-миксером;
  • маленький шпатель (если требуется извлечь комки).

Схема разведения:

  1. Краска переливается в тару. Процесс выполняется аккуратно, состав немного перемешивают.
  2. Вода добавляется постепенно. Даже с учетом соблюдения пропорций, указанных производителем, лучше постоянно проверять вязкость.
  3. После добавления каждой порции все тщательно замешивается. Если видны комочки, значит, однородность еще не достигнута.

Следует учитывать, что на объем влияет колер, поэтому его добавляют разведенным в жидкости.

Источник: http://OtdelkaGid.ru/raboty/pokraska-pobelka/razvesti-vodoemulsionnuyu-krasku.html

Как развести краску

Как разводить краску: измерение вязкости, применение разбавителей

Подготовка к покрасочным работам автомобиля не ограничивается одним приобретением краски или лака. Перед нанесением состава на поверхность автомобиля, его нужно правильно приготовить (другими словами, развести краску с нужным количеством растворителя).

Зачем это нужно? От физических свойств краски (плотности, тягучести, скорости высыхания и т.д.) зависит специфика проведения планируемых работ.

Так, если основным рабочим инструментом окажется краскопульт, используемый состав должен быть достаточно жидким, чтобы иметь возможность пройти под давлением через форсунку, и одновременно быстросохнущим, чтобы на авто не появилось подтёков. И наоборот: работая кисточкой, нужно использовать более вязкую краску.

Производители обычно указывают инструкцию по разведению прямо на этикетке своей продукции. Можно придерживаться данных указаний по разведению краски, и тогда никаких проблем возникнуть не должно. Но не забывайте, что инструкция — отличный рекламный инструмент, которым можно «продвинуть» дорогостоящие сопутствующие товары той же марки.

Чтобы снизить затраты на приобретение всего комплекта для покраски авто без потери качества результата работ, необходимо понимать принцип взаимодействия эмали и растворителя, знать, какие они бывают и освоить технологию нанесения готового состава.

Основы взаимодействия краски и растворителя

Результат покраски во многом зависит от того, как разбавить краску перед ее нанесением на поверхность.

Эмали для покраски авто уже изначально представляют собой жидкую смесь, но добавление растворителя необходимо для того, чтобы она, во-первых, лучше ложилась, а во-вторых, сформировала покрытие, которое будет надежно защищать металл кузова от коррозии и механических повреждений.

После покраски в процессе высыхания пигмента растворитель испаряется с определенной скоростью.

По этому параметру подобные составы классифицируются на:

  • быстрые, которые применяются, если краску наносят в условиях низкой температуры;
  • медленные (длинные), которые подходят для покраски авто в жаркое время года;
  • универсальные, предназначенные для использования в переходный сезон.

Окончательный состав эмалевой смеси для покраски автомобиля определяется не только тем, какое количество растворителя в нее добавлено непосредственно перед нанесением, но и тем, какая концентрация компонентов была предусмотрена производителем изначально. Важно, чтобы некоторые вещества в составе краски оставались активными и во время ее хранения. По этому признаку эмали делятся на низко-, средне- и высоконаполненные с соответствующими аббревиатурами: LS (Low Solid) — низконаполненные, к слову, их не рекомендуется сильно разводить; HD и HS, MS, UHS, VHS (Very High Solid) – высоконаполненные.

Какую роль играет наполненность? Во-первых, высоконаполненную краску легче наносить. Во-вторых, от наполненности напрямую зависит летучесть, хотя вязкость красок всех типов примерно одинаковая.

Особенности технологии приготовления эмалевой смеси определяются и тем, какой растворитель использовался при производстве краски, так как оба вещества должны иметь примерно одинаковый химический состав.

Немаловажно и то, какие компоненты лежат в основе самой эмали.

Например, для того чтобы развести акриловый лак и акриловую эмаль, можно использовать один и тот же растворитель, так как и лак, и эмаль – это тот же акрил, только с добавлением пигмента или без него.

Как измерить вязкость краски

Основным прибором для измерения вязкой краски и лакокрасочных материалов считается вискозиметр. Он представляет собой мерную ёмкость небольшого размера, отверстия которого четко откалиброваны.

Вязкостью будет то время в секундах, отмерянное для краски, которая вытекает из отверстия прибора. Чем время больше – чем вязче получается краска, и наоборот – если время небольшое, то и вязкость в итоге будет маленькой.

Вискозиметры различают в зависимости от вязкости материала. Такие приборы имеют отличия в объеме и диаметре отверстия.

Вискозиметр №4 или DIN4 (название получено от соответствующего стандарта) применяется для измерения вязкости лаков, эмалей и грунтовок. Данный вискозиметр также известен у нас под другим стандартом – ВЗ-4.

Данный прибор представляет собой конусную емкость размером 100 миллиметров, имеющую внизу отверстие в диаметре 4 миллиметра. Температура определения вязкости при этом должна составлять 20 °C.

Такое требование к температуре не случайно, в противном случае при его несоблюдении точность измерений значительно понижается, это связано с тем, что при изменении температуры в большую или меньшую сторону вязкость может как уменьшаться, так и увеличиваться.

Как определить вязкость краски при использовании вискозиметра

Для определения вязкости краски, лака или грунта берем вискозиметр и полностью до краев заполняем его выбранным материалом, при этом закрываем пальцем отверстие, отмеряем время с помощью секундомера, при этом открываем отверстие в вискозиметре, которое раньше держали закрытым. Следим за струей, текущей через отверстие. Как только струя перестает течь единым потоком и переходит в капель, секундомер необходимо выключить.  То время в секундах, которое зафиксированное на циферблате, и будет измеренной вязкостью, указанной в DIN-секундах.

На готовых красках вязкость указывается на банке либо в технических характеристиках к лакокрасочному материалу.

Однако не всегда стоит доверять написанному, иногда стоит эти данные перепроверять и после проверки, если данные, указанные на банке и проведенные подсчеты с помощью вискозиметра отличаются, например, вязкость оказалась выше рекомендуемой, то такую краску надо будет разбавлять.

Иногда вязкость краски определяют «на глаз», однако относительно точных данных в таком определении можно достигнуть, только имея большой опыт в малярных работах.

При разведении краски для соблюдения пропорций используют мерные линейки и ёмкости. Мерная ёмкость является частью инструментария, с помощью которого происходит  разбавление краски и представляет собой прозрачную банку из пластика, на которой с помощью засечек размечены пропорции.

Разведение краски можно делать с помощью обычного пластикового стакана, однако, перед работой его необходимо проверить на устойчивость к растворителю – налить в него небольшую часть указанной жидкости и через время посмотреть, не вытек ли растворитель.

Если все в порядке, в стакане не образовались дырки от химического вещества, тогда можно смело пользоваться этим стаканом для разведения краски.

После разбавления краски стоит обязательно избавиться от нерастворимых элементов, мусора. Для этого ее цедят через сито либо используют в качестве фильтра марлю, сложенную в несколько слоев.

Виды красок

1). Водно-дисперсионные краски

Водоэмульсионные лакокрасочные материалы  состоят из пигмента, воды и материала, который их связывает. К данному виду красок относят акварель, гуашь и акрил, который является самым  популярным и востребованным  из-за своих водостойких свойств.

Краски из акрила используются как внутри помещений, так и снаружи, сохнут довольно быстро и считаются экологически чистыми. Данный фактор чистоты связан с тем, что для разбавления акриловых красок на водной основе используют чистую холодную воду.

2). Масляные краски

Они прекрасно подходят для наружных работ из-за того, что создают защитный слой, который не допускает сквозь себя влагу и воду. Масляные краски изготавливаются из всевозможных эфирных масел и красящих веществ. Именно поэтому при разбавлении масляных красок применяют уайт-спирит, олифу и масляно-смоляной лак.

3). Эмали

Эмали представлены самым большим разнообразием на рынке красок. Это связано с тем, что их можно разводить практически всеми растворителями: скипидаром, уайт-спиритом, бензином, сольвентом, ксилолом, растворителями Р-4, Р-6, №646 и №645.

Типы красок

1). Однокомпонентные (1К)

К данному типу относятся базовые эмали, их разводят только растворителем.

2). Двухкомпонентные (2К)

К данному типу относятся акриловые эмали и лаки.

Технология разведения следующая: сперва добавляется отвердитель, после этого состав  доводится до требуемой вязкости с помощью разбавителя.

Главным отличием двухкомпонентных красок от однокомпонентных является полимеризация, т.е. высыхание. Однокомпонентные краски сохнут естественным путем, в то время как высыхание двухкомпонентных происходит с помощью реакции с отвердителем. Акрил взаимодействует с отвердителем, вследствие чего цепочки молекул соединяются — происходит полимеризация материала.

Растворитель в двухкомпонентных красках используется только для получения нужной вязкости.  Если добавить в материал отвердителя больше, чем требуется, то нужную твердость можно и не получить, потому что число молекул для связи больше числа молекул полимера из акрила.

Важно помнить, что высыхание краски зависит от температуры. Пытаясь под нее подстроиться, можно не угадать и сделать раствор либо слишком густым, либо слишком жидким, что чревато потерей глянца, потеками, повышенной шагренью.

Чтобы такого ни произошло, используют три типа разбавителей в зависимости от температурного режима:

— быстрые, применяются при температуре 15-20 °С, испарятся за короткое время, ускоряют высыхание краски;

— нормальные, применяются в хороших условиях для покраски при температуре 20-25 °С, помогают высыхать, предотвращают потеки;

— медленные, применяются при температуре свыше 25 °С, позволяют краске растечься по поверхности.

Источник: https://bichka.info/avtomobil/kak-razvesti-krasku/

Покраска Автомобиля Своими Руками От А До Я (смешивание и определение вязкости)

Как разводить краску: измерение вязкости, применение разбавителей

Приветствую, друзья! В прошлый раз мы обезжирили и обдули наш кузов. Осталось залить краску в бачок краскопульта и можно приступать к покраске. Но перед этим ее обязательно нужно правильно разбавитьи довести до необходимой рабочей вязкости.

Сегодня вы узнаете:

  • зачем контролировать вязкость и чем чревато ее отклонение от нормы;
  • как и чем измерять вязкость;
  • средняя рабочая вязкость для различных ЛКМ (акриловая эмаль, база, лак, грунты);
  • в какой посуде готовить ЛКМ и как соблюдать правильное соотношение компонентов;
  • как приготовить акриловую, базовую эмаль и бесцветный лак;
  • как отфильтровать краску.

«Вязкость» от латинского viscosus — липкий, клейкий.

Давайте на примере грунта-наполнителя разберемся, почему так важно доводить лакокрасочные материалы до нужной вязкости.

Итак, поверхность, которую мы собираемся покрывать наполнителем, имеет различного рода микронеровности, оставшиеся после подготовки (шлифовальные риски, поры и т.д.).

 Так вот, если мы нанесем слишком жидкий наполнитель, его тонкая пленка будет не в состоянии с запасом на шлифовку перекрыть эти микроуглубления (по аналогии: если положить на дно банки камушки и налить воды, не покрывая камни «с головой»).

В результате поверхность останется неровной, а материал, по большому счету, потрачен зря. Приходится делать лишнюю работу — повторно наносить наполнитель. А это лишние расходы времени, материалов и бесценных нервов подготовщика/маляра.

Возьмем обратную ситуацию с нанесением слишком густого наполнителя. Казалось бы, здесь проблем уж точно не должно быть. Как бы не так.

Слишком густой и нетекучий наполнитель, опять-таки, не сможет толком заполнить все микронеровности — его проникающая способность слишком низкая и он попросту не способен затечь в эти углубления (как футбольный мяч не может упасть в лунку для гольфа).

Покрытие получается неплотное, наполнитель плохо сцепляется с поверхностью и в дальнейшем начинает отслаиваться. Не слишком радужная перспектива, однако и на этом неприятности не заканчиваются.

Очень густой наполнитель не сможет растечься по поверхности гладким слоем, в результате чего образуется повышенная шагрень, что приводит к мучениям и перерасходу шлифовальных материалов при шлифовке. И это только грунт-наполнитель! Что уж говорить за краски и лаки. Глянец, оттенок, адгезия опять же… Все это напрямую зависит от вязкости.

https://www.youtube.com/watch?v=mtzIF429E-w

Вы можете спросить: «А что, если развести пожиже, чтобы везде затекло, хорошо сцепилось и растеклось гладко, а нанести потолще, чтобы был запас для выравнивания шлифовкой?» Не советую.

 Толстый слой жидкого материала содержит большое количество растворителя — покрытие будет очень долго отвердевать (до полного высыхания не часы и не дни — месяцы), а нанесенная поверх не высохшего грунта эмаль может сморщиваться и отслаиваться.

Кроме того, повышается вероятность возникновения такого распространенного дефекта, как «кипение» и множества других дефектов.

Итак, зачем нужно контролировать вязкость мы разобрались — для того, чтобы пленка лакокрасочного покрытия была красивой и надежной. Как же ее измерить-то, эту вязкость?

Как измерить вязкость? Методы определения вязкости

Для измерения вязкости лакокрасочных материалов существует специальный прибор — вискозиметр. Обязательно купите его, стоит он копейки, а сэкономить на материалах в последствии может не одну тысячу. Ну и конечно же, куда без дедовского способа измерения вязкости «на глаз». Теперь обо всем по порядку.

Определение вязкости вискозиметром

Обычно вязкость лакокрасочных материалов измеряется вискозиметром типа «чашка Форда».

Он представляет собой цилиндрическую мерную емкость объемом 100 см³ с конической нижней частью и отверстием в ней. Диаметр отверстия может быть разным — 2, 4, 6, 8 мм.

Время (в секундах), через которое лакокрасочный материал вытечет через это отверстие — и есть его вязкость. Чем больше время — тем вязкость выше.

Вискозиметр DIN4

Для измерения вязкости эмалей, лаков и грунтов чаще всего используется вискозиметр с диаметром отверстия 4 мм (№4 стандарта DIN (DIN4), или ВЗ-4 в нашем стандарте).

Измерения проводятся при температуре 20 °C. Отклонения от этой температуры чреваты неточными измерениями, ведь при повышении температуры вязкость понижается, а при понижении, наоборот, повышается.

Итак, наполняем вискозиметр краской (лаком, грунтом) до краев, включаем секундомер и одновременно открываем отверстие вискозиметра. Когда жидкость перестанет течь непрерывной струей (капли не в счет), выключаем секундомер. Секунды, зафиксированные на секундомере — и есть вязкость измеряемой жидкости в так называемых «DIN-секундах». К примеру, вязкость воды при 20 °С по DIN4 — 13 секунд.

Определение вязкости по вискозиметру

Средняя рабочая вязкость при 20 ºC по DIN4 составляет:

  • для акриловых эмалей — 18-20 секунд;
  • базовых эмалей — 16-17 секунд;
  • лаков — 18-20 секунд;
  • 2К-грунтов — 20-22 секунд;
  • жидких шпатлевок — до 30 секунд.

Точная рекомендуемая рабочая вязкость обязательно указывается в технической документации к продукту. Допустим, указанная вязкость — 22 секунды.

Если краска вытекала дольше, значит ее вязкость выше рекомендуемой и ее необходимо еще разбавлять.

Если вискозиметра под рукой не имеется или производитель не указал вязкость ни на банке, ни в «техничке» (или указал, скажем, в единицах Ford при температуре в фаренгейтах), тогда приходиться определять ее опытным путем. Кроме того, определять вязкость с помощью вискозиметра бывает не всегда удобно (когда приходится работать с небольшими объемами краски, меньше объема воронки).

«Народный метод» измерения вязкости («на глаз»)

Берем чистую деревянную палочку, а лучше металлическую пластинку длиной 15-20 см (или специальную линейку) и окунаем ее в смесь продукта с отвердителем (если добавляется) и разбавителем (если добавляется).

Хорошенько перемешав смесь до однородной консистенции, поднимаем палочку и смотрим, как стекает краска. Если она слишком вязкая — добавляем понемногу разбавителя, если слишком жидкая — добавляем основной продукт и отвердитель.

Грубо говоря — нравится как стекает краска — хорошо, идем красить, не нравится — делаем жиже или гуще.

Если вы заказывали краску «на подборе» в лаборатории, корректировать ее вязкость, как правило, не приходится. Вам выдадут три емкости — с краской, отвердителем (если материал двухкомпонентный) и разбавителем. Смешав эти компоненты вы получите материал нужной рабочей вязкости «под распылитель».

Атрибуты для приготовления эмалей и лаков

Для соблюдения пропорций при смешивании удобно пользоваться специальными мерными емкостями или линейками.

Мерная линейка представляет собой алюминиевую пластину, на которую нанесены деления для точного смешивания компонентов в определенной пропорции. Для разных пропорций — разные линейки (2:1, 3:1, 4:1, 5:1 и т.д).

Линейка для замера и перемешивания лакокрасочного материала в пропорции 2:1

Расчет соотношения компонентов с помощью мерной линейки

Мерная емкость — это прозрачная пластиковая банка с разметкой пропорций. Пользоваться такими емкостями очень удобно. Если у вас нету такой банки, можно изготовить ее подобие из прозрачной пластиковой бутылки из-под растворителя или пластикового стакана. Если берете стакан, протестируйте его — налейте немного растворителя и посмотрите, не прожигает ли он дырки.

Затем делаем разметку, несколько раз наливая равные объемы (например, отмеренные медицинским десятикубовым шприцем) и делая соответствующие пометки. Теперь отмерить, к примеру, две части краски и одну часть отвердителя для нас не составит никаких проблем. Но лучше и проще, все-таки, купить мерную емкость.

Они выпускаются различных объемов и продаются в магазинах лакокрасочных материалов.

Мерная емкость для приготовления ЛКМ

Приготовление акриловой, базовой эмали и лака

При приготовлении акриловых эмалей и лаков важно помнить, что эти материалы двухкомпонентные (2K), а это значит, что их отверждение, в отличие от однокомпонентных материалов (1K), которые высыхают под действием естественных процессов в окружающей среде, происходит совершенно по иной схеме — за счет реакции с отвердителем (полиизоцианатом) — веществом для сшивания молекул. Акриловое связующее вступает в химическую реакцию с отвердителем, в результате чего множество мелких молекул соединяются в одну макромолекулу — полимер. Разбавитель в двухкомпонентные материалы добавляется лишь для достижения необходимой вязкости.

Полимеризация однокомпонентной алкидной эмали за счет окисления алкидного связующего в результате реакции с кислородом

Полимеризация двухкомпонентной акриловой эмали за счет реакции между акриловым связующим и отвердителем.

К чему это я? Дело в том, что материал, в который мы добавим отвердителя больше положенного, не наберет оптимальную твердость никогда и ни при каких условиях, поскольку количество молекул для сшивания превышает количество молекул самого акрилового связующего. Молекулярные цепочки сошьются некорректно и с твердостью, а значит и с глянцем, придется распрощаться навсегда.

Поэтому следует четко соблюдать пропорции добавления отвердителя, которые указываются производителем на банке или в «техничке». Например, пропорция смешивания с отвердителем указана как 2:1. Это значит, что необходимо смешать две части краски и одну часть отвердителя. Речь идет именно об объеме, не о граммах или миллилитрах.

Смешиваемые компоненты обязательно должны соответствовать друг другу по наполненности. Это, думаю, понятно и так. Например, взяв высоконаполненный HS-лак, нужно понимать, что концентрация полимера в нем настолько высока, что молекулы аж «трещат» в банке.

И если смешать его с низконаполненным LS-отвердителем, то для корректного сшивания просто не хватит сшивающего материала. То же самое произойдет и в случае смешивания LS-лака и HS-отвердителя.

Количество сшивающих молекул больше, а значит, на корректную полимеризацию нечего и надеяться.

Еще раз напомню, что:

  • в однокомпонетные материалы (алкиды, базовые эмали, 1К-грунты) добавляется только разбавитель;
  • в двухкомпонентные материалы (акриловые эмали и лаки, 2К-грунты) сначала добавляется отвердитель, затем смесь доводится до нужной вязкости разбавителем. Могут быть и исключения — это касается «сверхнаполненных» UHS-/VHS-материалов. В них разбавитель может не добавляться вообще.

Что касается пропорций, то в разных системах они разные, но обычно в двухкомпонентные продукты добавляется до 50% отвердителя и 10-20% разбавителя. В базовые эмали обычно добавляется 50-60% разбавителя.

Повторюсь еще раз — это приблизительно. При всем многообразии типов эмалей и лаков, одного рецепта на все случаи жизни дать невозможно по определению.

Поэтому всегда нужно поступать в соответствии с рекомендациями производителя.

Пропорции, указанные в технической документации или на банке определены путем многократных лабораторных исследований, а посему их стоит в обязательном порядке соблюдать.

Также нужно помнить, что используемый разбавитель должен быть увязан с температурой при которой ведутся покрасочные работы.

Фильтрация краски

В процессе приготовления в краску могли попасть посторонние включения, и если краскопульт не оборудован встроенным фильтром, вся эта сорность впоследствии окажется на окрашиваемой поверхности. Это в наши планы не входит, поэтому перед тем как заливать краску в бачок, мы ее обязательно отфильтруем.

Для фильтрации лакокрасочных материалов существуют специальные одноразовые воронки с сетчатым фильтром.

Одноразовые воронки для фильтрации краски

Часто для этих целей используют и подручные средства, например пресловутый капроновый чулок, натянутый на горловину бачка краскопульта.

Резюме

  • Вязкость лакокрасочных материалов измеряется вискозиметром DIN4.
  • Средняя рабочая вязкость акриловых эмалей при 20 ºC составляет 18–20 секунд по DIN4, базовых эмалей — 16-17, лаков — 18-20, 2К-грунтов — 20-22, жидких шпатлевок — до 30 секунд.
  • В однокомпонентные материалы добавляется только разбавитель, в двухкомпонентные — сначала отвердитель, затем разбавитель.
  • Пропорции смешивания и рабочая вязкость указываются в технической документации к продукту или на банке. Обязательно соблюдайте эти рекомендации.
  • Используемый разбавитель должен быть увязан с температурой, при которой ведется окраска.
  • Для приготовления лакокрасочных материалов удобно использовать специальные мерные емкости и линейки.
  • После приготовления материала его необходимо отфильтровать.

Итак, наша краска разбавлена и отфильтрована, вязкость проверена.

 На очереди у нас настройка краскопульта, после чего мы наконец сможем перейти к долгожданной покраске. Надеюсь, статья вам понравилась и пригодилась. А на сегодня все. До связи! 

Источник: http://yourwishes.by/ru/blog/pokraska-avtomobilya-svoimi-rukami-ot-do-ya-smeshivanie-i-opredelenie-vyazkosti

Как определить вязкость краски для краскопульта своими руками

Как разводить краску: измерение вязкости, применение разбавителей

На что при покраске влияет густота лакокрасочного материала? Как определить вязкость краски для краскопульта? Каковы ее оптимальные значения? Каким должен быть краскопульт для вязких жидкостей? Давайте постараемся ответить на эти вопросы.

Вязкость краски в большой степени определяет качество покрытия.

На что влияет вязкость

Само понятие, думается, разъяснений не требует.

А вот на что оно влияет — вероятно, лучше разъяснить.

  • Избыточно вязкий краситель трудно распределить по поверхности тонким слоем. Лишняя же толщина приведет к долгой сушке и… уменьшению финальной прочности покрытия.

Кроме того: густая краска не заполнит мелкие неровности основания. Тем самым существенно ухудшится ее сцепление с поверхностью.

  • Из-за большой толщины слоя на вертикальных и наклонных поверхностях неизбежно образуются потеки.
  • Наконец, большая часть недорогих краскопультов просто не справится с материалом слишком высокой вязкости. Принцип работы пневматического распылителя основан на низком давлении в струе воздуха и подсосе в нее краски из бачка. При этом перепад давлений по определению не может превысить одной атмосферы даже в идеальном случае (смеем заметить, абсолютно недостижимом).

Если перепада будет недостаточно для продавливания краски через сифон и сопло — результат немного предсказуем: краскопульт придется полностью разбирать и промывать растворителем; о покраске речь, понятное дело, идти не будет.

Слишком сильно разбавленная краска, впрочем, при нанесении тонким слоем не приведет в негодность ни инструмент, ни окрашиваемую поверхность. Однако общее число слоев для получения покрытия без непрокрашенных участков вырастет, что с учетом времени сушки приведет к неоправданно большим затратам времени.

Типичная причина появления потеков — слишком густая краска.

Единицы

Отечественные производители указывают вязкость красителя в секундах; для импортных материалов характерна другая единица измерения — DIN. Что означают эти единицы измерения?

Всего лишь время (да-да, именно в секундах), за которое фиксированный объем красителя или лака протечет через отверстие известного диаметра. Понятно, что более жидкая краска покинет емкость быстрее, более густая — медленнее.

Методика и инструмент

Для замера вязкости служит специальный инструмент — вискозиметр. Под пугающим названием скрывается небольшая воронка емкостью строго 100 миллилитров с 4-миллиметровым отверстием. Цена прибора, точность которого достаточна для бытовых целей, составляет 200-500 рублей.

Простейший капиллярный вискозиметр.

Нюанс: лабораторные ротационные и вибрационные  вискозиметры обходятся гораздо дороже. Стоимость этих приборов порой измеряется сотнями тысяч.

Как своими руками измерить вязкость краски с помощью капиллярного вискозиметра?

Инструкция проста до смешного:

  1. Наполняем воронку, заткнув выходное отверстие пальцем.
  2. Одновременно открываем отверстие и запускаем секундомер.
  3. Регистрируем время, прошедшее до опустошения емкости. Капли, разумеется, не в счет.

Исключительно важный момент: измерения проводятся при температуре краски и окружающего воздуха 18-22 градуса. При понижении температуры любые лакокрасочные материалы загустевают; при повышении — их вязкость уменьшается, что сводит ценность эксперимента к нулю.

Оптимальные значения

Оптимальная вязкость красителя, грунта или лака обычно указывается производителем на упаковке. В крайнем случае, информацию можно найти на его сайте.

Однако существуют определенные рекомендации, общие для разных классов лакокрасочных материалов.

  • Для автомобильных эмалей нормой вязкости считаются 15-20 секунд.
  • Для текстурных красок (которые, впрочем, краскопультом обычно не наносятся) — 15-25 секунд.

Даже если текстурная краска нанесена распылением, структура покрытия формируется вручную.

  • Для грунтовок — 15-30 секунд.
  • Для глазури — 20-30 секунд.
  • Для латексных красок — 35-45 секунд.
  • Для эмалей и масляных красителей — 15-25 секунд.

В отсутствие вискозиметра полезно запомнить простое правило: большая часть бытовых красок, если производителем не оговорено иное, перед покраской краскопультом разводятся до консистенции жирного молока. Тип разбавителя должен соответствовать указанному на упаковке: очевидно, что разводить нитроэмаль водой не стоит.

Особый случай

Особняком стоят двухкомпонентные красители — акриловые на органических растворителях, эпоксидные, полиуретановые и некоторые другие.

Как разводить до рабочей вязкости эти материалы?

  1. Вначале краска смешивается с отвердителем. Разумеется, строго в указанной изготовителем пропорции: и недостаток, и избыток отвердителя пагубно повлияет на прочность покрытия.
  2. Затем вязкость полученного красителя проверяется вискозиметром и при необходимости разбавляется до рабочей консистенции.

Как отмерить необходимое количество основы и отвердителя?

  • При небольшом объеме это можно сделать с помощью мерной посуды.
  • В объемной цилиндрической таре проще воспользоваться мерной линейкой. Если высота уровня краски без отвердителя составляет 40 сантиметров, то для получения пропорции 1:4 достаточно долить его до уровня 50 см.

Не забудьте: этот способ даст точный результат только в цилиндрической таре. Обычное ведро имеет форму усеченного конуса, что исказит пропорции.

Двухкомпонентные красители разбавляются после добавки отвердителя.

Оборудование для вязких материалов

Как устроен краскопульт для вязких красок?

Каким образом отличить его по внешнему виду?

  • В промышленных условиях для материалов высокой вязкости применяются краскопульты безвоздушного распыления. Поршневой насос подает в сопло не воздух, а саму краску под давлением до 200 атмосфер. Этот тип оборудования отличается высоким процентом переноса красителя и стоимостью, соответствующей годовому бюджету небольшой африканской страны.

На фото — краскопульт для безвоздушного распыления.

  • Более демократичный вариант — обычный пневматический краскопульт, у которого воздух от компрессора подается не только в сопло, но и в герметично закрывающийся бачок для краски. Избыточное давление продавливает вязкую жидкость через сифонную трубку.

Заключение

Надеемся, что предложенная информация поможет читателю при малярных работах во время ближайшего ремонта. В видео в этой статье можно, как всегда, найти дополнительные тематические материалы. Успехов!

Источник: http://www.spets-stroy-portal.ru/instrumenti-i-tehnika/kak-opredelit-vjazkost-kraski-dlja-kraskopulta-svoimi-rukami.html

Домашние пейзажи
Добавить комментарий