Цвета масляных красок в живописи

Содержание
  1. Как смешивать масляные краски для получения нужного цвета?
  2. Особенности масляных основ
  3. Немного о смешивании
  4. Как смешать правильно
  5. Механическое смешивание
  6. Наложение цвета
  7. Оптическая иллюзия
  8. Особенности
  9. Как наносить готовый краситель
  10. Рекомендуемые материалы для работы масляными красками
  11. Художественные масляные краски
  12. Основа для работы маслом
  13. Вспомогательные материалы
  14. Цвет в живописи
  15. Синопсис
  16. Влияние цвета
  17. Ранние теории цвета
  18. Масляная краска
  19. Акварель, гуашь
  20. Акрил
  21. Разница
  22. Цветовые пигменты
  23. Каменный век
  24. В Египте
  25. Греция и Рим
  26. Эпоха Возрождения
  27. 17–18 век
  28. 19-й век
  29. Заключение
  30. Советы для желающих начать рисовать масляными красками
  31. Холст
  32. Масляные краски
  33. Кисти
  34. Лаки
  35. Растворители
  36. Тройник
  37. Масленка
  38. Мастихины
  39. Палитра
  40. Мольберт
  41. Этюдник
  42. Замечательные свойства масляных красок
  43. Состав и технология изготовления
  44. Виды масляных красок
  45. Масляные краски отечественные или импортные?
  46. Что делать, чтобы масляные краски не теряли свои свойства
  47. Дополнительные материалы, улучшающие свойства масляных красок
  48. Краткий словарик художника

Как смешивать масляные краски для получения нужного цвета?

Цвета масляных красок в живописи

Неважно, используются масляные краски для создания живописи или просто для дизайнерского оформления комнаты, всегда наступает момент, когда нужно получить оттенок, которого нет в палитре. Для этого приходится смешивать цвета. Для опытных художников или дизайнеров колеровка не представляет сложности, а что делать новичкам? Как смешивать масляные краски, чтобы получить необходимый цвет?

Особенности масляных основ

По сравнению с акварелью, гуашью или акрилом, масляная основа более текуча. Для создания однородного цвета необходимо тщательное перемешивание. В то же время такая особенность красок позволяет получать дополнительные художественные эффекты:

  1. При полном перемешивании получается ровный колер, подходящий как для рисования, так и для покраски поверхностей.
  2. При частичном смешении в основе будут видны более темные или светлые частички колеровки, которые при рисовании выглядят как прожилки, придавая картинке оригинальность и необычность.

Учитывая эту особенность красителя, можно при использовании частичного перемешивания создать оригинальный декор помещения.

Немного о смешивании

Основная палитра цветов хоть и обширна, но имеет не очень много добавочных оттенков. Чтобы получить необходимый цветовой тон, нужно смешивать два или более основных оттенка.

Как же смешивать масляные краски, чтобы получить необходимый результат? Для этого нужно использовать таблицу, где указана цветовая палитра необходимых цветов, и как их получить путем сочетания нужных тонов.

Такими таблицами пользуются не только начинающие, но и опытные оформители. Таблицы сделаны очень удобно, в них указано:

Смешивание цветов для получения необходимого оттенка

  1. Название цвета, который надо получить, и какая цветовая гамма необходима для колеровки. Например, нужен золотой оттенок. Ищем это название в таблице, и рядом с желаемым колером будет указана цветовая гамма, необходимая для смешивания.

    В случае с золотым — для его получения необходимо добавить к желтому капельку коричневого или красного.

  2. Сочетание блеска. Например, хочется узнать, какой блеск получается при сочетании матовой и глянцевой красок разного цвета.

    Как правило, если добавить каплю глянцевой краски к матовой, то ее спокойный матовый блеск не нарушится, а вот если поступить наоборот, то глянцевый колер слегка приглушит матовый блеск. Смешение матового и глянцевого блеска часто используется дизайнерами помещений для подчеркивания перехода полутонов.

Разобравшись, как пользоваться таблицами, можно попробовать сделать свою палитру цветов и с ее помощью создать дизайнерский или художественный шедевр.

Как смешать правильно

Если нужная цветовая гамма не будет использоваться для создания художественной картины, колеровку можно сделать двумя способами:

  • добавлением цветового колера в масляную основу (такой колер продается во всех строительных магазинах и подходит для красителей на любой основе);
  • смешением масляных основ различными способами.

Основные цвета в механическом смешении

В живописи смешение происходит с использованием следующих техник.

Механическое смешивание

Результат достигается путем перемешивания двух или более основ различного цвета. Главное при этой технике – тщательное перемешивание для достижения полной однородности красителя.

Но не стоит полагаться только на данные таблицы (небольшое отклонение исходного тона от указанного может дать совсем другой результат), лучше попытаться развить собственное цветоощущение, позволяющее определять соотношение «на глаз», методом проб и ошибок. Только пробовать получившийся результат смешивания надо не на основной картинке, а на любой ненужной поверхности.

Наложение цвета

Такой способ требует некоторого мастерства и развитого цветоощущения. Начинающим мастерам, прежде чем приступать к декорированию, желательно потренироваться на ненужных поверхностях. Метод заключается в том, что поверх слегка подсохшего мазка накладывается новый тон, и происходит частичное смешение цветовых структур на основе.

Оптическая иллюзия

Такой способ подходит только для мастеров, когда путем умело подобранного цветосочетания и разницы блеска красителей создается иллюзия совсем другого тона.

Особенности

Все три методики при использовании одинаковой палитры цвета позволяют получить различные оттенки. Палитра механического смешивания совпадает с данными таблицы.

Цветовая гамма, получаемая путем наложения и частичного перемешивания, может дать интересные тона, названия которым знают только профессиональные художники.

Но для успешного декорирования необязательно знать названия, достаточно создать красивый и необычный эффект.

При пространственном смешении результат не обязательно зависит от цвета. Можно получить темно-зеленый оттенок, если рядом с матовым зеленым наложить любой глянцевый тон. Такие оптические игры в рисунке у новичков получатся не сразу, но если есть желание, то, немного попрактиковавшись, можно получать потрясающие результаты, используя цветовую палитру и разницу блеска.

Также для создания оптических эффектов используется способ лессировки, когда поверх плотной структуры красителя после высыхания накладывается полупрозрачный, лессировочный слой и один оттенок просвечивает сквозь другой.

Как наносить готовый краситель

Желая серьезно заниматься оформительскими работами или начать писать картины, можно освоить все техники смешения. Но для бытового декорирования достаточно полного и неполного перемешивания. Работать маслом следует следующим образом:

  1. Готовить колер на палитре непосредственно перед использованием.
  2. Мазки наносить при помощи кисточки или специального тампона (ошибки при рисовании маслом исправлять сложно).
  3. Наносить следующий слой только после высыхания предыдущего (исключение – метод частичного смешивания).
  4. При перемене цвета кисточку очищать при помощи растворителя.

Следуя этим несложным правилам и учитывая особенности масляной структуры при смешивании, даже новичок сможет создать красивый декор помещения или нарисовать на стене задуманный узор.

Источник: https://kraska.guru/kraski/rabota/kak-smeshivat-maslyanie-sostavy.html

Рекомендуемые материалы для работы масляными красками

Цвета масляных красок в живописи

Для работы в помещении самый лучший вариант — станок. Также можно купить большой этюдник. Большой этюдник позволит не только написать этюд на пленэре, но и работать над картиной небольшого размера.

При выборе мольберта или станка обратите особое внимание на качество петель, соединений деталей. К сожалению, есть довольно популярный мольберт, конструкции «лира», у которого петля для крепления ноги сзади совсем маленькая, она годится лишь для маленьких шкатулок. Я видел уже несколько таких сломанных петель.

Станок должен позволять установить холст или планшет вертикально, а нередко нужен небольшой наклон холста лицевой стороной вниз, чтобы не отсвечивало от потолка, стен и окон. Когда художник пишет картину с этюда или по эскизу, то необходима возможность крепления его сверху над работой.

Производители товаров для художников об этом не ведают, поэтому художники делают эти приспособления своими руками.

Качество изготовления этюдников Подольского комбината в последние годы значительно ухудшилось. Малый этюдник Подольского комбината, приобретённый в 1991 году, прослужил мне больше 15 лет. Со временем внутренняя резьба на ножках, в которую вкручиваются винты, стёрлась, ножки перестали держаться. Большой этюдник, казалось бы, должен быть прочнее.

Но этюдник фирмы «Подольск-Арт», приобретённый в 1999 году, прослужил мне совсем недолго. Качество винтов, нарезанной резьбы, куда они вкручиваются, стало ещё хуже, чем было у старого малого этюдника. Но самым критичным было безобразное качество деревянных деталей. Менее чем через год этот этюдник начал рассыпаться, так что прослужил он мне совсем мало.

Поэтому этюдники Подольского комбината я рекомендовать не могу.

Что касается этюдников, изготовленных в Китае, то замечу следующее: этюдник, приобретённый в Лондоне под торговой маркой «Reewes», сделан очень хорошо.

А вот его брат-близнец, продаваемый в Москве, изготовлен из дерева худшего качества. Я полагаю, что оба этюдника изготовлены на одном предприятии, но после ОТК лучшие идут в Европу, США и продаются там под именем известных фирм.

А все остальное этюдники продают в Россию и др. страны третьего мира.

Что касается цены, то этюдник в Лондоне был приобретён всего за 40 фунтов. В Москве цена китайского этюдника в то время была в 2 раза выше.

Помимо деревянных, существуют металлические этюдники. Металлический этюдник, возможно, самый долговечный. Но на морозе металлический этюдник будет не очень удобен.

На что следует обратить внимание при покупке этюдника? Во-первых, этюдник в разобранном виде должен стоять устойчиво, не качаться. Проверьте качество всех винтов и их наличие, осмотрите деревянные детали, чтобы в них не было трещин, сучков и других дефектов.

Если вы высокого роста, этюдник должен быть достаточно высоким. Если писать стоя, а этюдник невысокий, то придётся пригибаться, что крайне утомляет спину. Ещё лучше, если этюдник  будет иметь запас по высоте, когда ножки раскладываются не на всю длину, в этом случае он будет устойчивее, будет меньше люфтов.

Этюдник должен иметь возможность для закрепления этюда внутри при транспортировке. В большом этюднике Reewesне было предусмотрено крепление для этюда внутри к крышке. Я сделал его себе сам.Также я изготовил небольшой ящичек с ячейками внутри для перевозки нескольких этюдов.

Этюды я пишу на холсте, наклеенном на оргалит, который значительно удобнее для перевозки.

Для работы на пленэре я советую приобрести рюкзак, в который помещается этюдник и всё необходимое. Носить этюдник в рюкзаке значительно удобнее и менее вредно для спины.

В настоящее время я отказался от использования этюдника-ящика на пленэре. Для работы я использую штатив. Его ноги значительно прочнее и устойчивее, чем у этюдника. На штатив я креплю маленький настольный мольберт с помощью системы типа Arca-Swiss. Шаровая штативная голова делает выравнивание мольберта по горизонтали и вертикали очень удобным.

Лишние части снизу мольберта я отпилил, а палитру прикрепил с помощью маленьких дверных петель. Палитра также закрывает этюд при переноске. Общий вес моей конструкции около 1500 гр., тогда как этюдники весят от 3500 гр. Карбоновый штатив лучше, шаровая голова достаточна диаметром 35-40 мм.

О штативе подробнее я написал в статье выбор штатива и штативной головки.

Я советую тщательно отнестись к выбору и покупке этюдника. Хороший этюдник будет помогать, а не мешать работе, к тому же прослужит достаточно долго, 15-20 лет.

Художественные масляные краски

Во-первых, стоит обратить внимание на то, что каждый производитель выпускает краски 2 категорий: для профессионалов (artist) и для учащихся (student).

Краски из профессиональной серии содержат только настоящие пигменты. А в дешёвых сериях дорогие цвета заменены на имитации (hue, аналог, цвет). Имитации, как правило, являются смесью белого пигмента с анилиновыми или синтетическими красителями.

Если в чистом виде такая краска выглядит приемлемо и похожа на заменяемый пигмент, то в смесях с другими цветами эти краски ведут себя совершенно непредсказуемо. Появляются совершенно нежелательные оттенки. Я не рекомендую краски-имитации к работе.

Лучше заменить их недорогими, но натуральными пигментами.

На российском рынке продаются краски как импортные, так и отечественного производства.

Лучшим выбором является покупка отечественных красок по той причине, что отечественные краски профессиональной серии стоят столько же или дешевле, чем импортные ученические.

По аналогии с ценой на этюдники, в художественных магазинах за рубежом цена на краски европейских фирм ниже. Краски зарубежного производства можно недорого купить на распродажах на аукционе ebay.com.

Краски, произведённые ЗХК (С.-Петербург), лучше. У меня есть предположение, что фирма ГАММА под видом дорогих пигментов продаёт смесь этих пигментов с добавлением анилиновых красителей.

Например, на одном из этюдов при высыхании краски проступил жёлтый краситель, который был в кадмии жёлтом тёмном. Вдобавок, краски производства ГАММЫ сильно темнеют. Из разговоров с коллегами-художниками я знаю, что большинство предпочитает в работе краски ЗХК (С.-Петербург).

Помимо этого, Гамма не указывает на этикетках используемые пигменты (что имеет большое значение).

Единственный цвет, который предпочтительнее покупать импортного производства — это белила. Отечественные белила темнеют после высыхания. Возможно, причина в том, что российские производители художественных красок не научились достаточно хорошо очищать масло.

Если сравнить льняное масло, продающееся для художников в прозрачных ёмкостях, то видно, что импортное почти прозрачное, а масло отечественного производства темнее. Выгоднее покупать белила в больших тубах, объёмом 150-200 мл. и более, учитывая также то, что белила расходуются больше других красок.

Из разных белых пигментов предпочтительнее титановые белила, а ещё лучше — титаново-цинковые (Mixing White). Замечу, что, большинство производителей добавляют в титановые белила и цинковый пигмент, это указано в надписи о составе краски. Цинковые белила недостаточно кроющие, со временем становятся прозрачными.

Зато в смесях с синими и зелёными красками они дают более чистый цвет. Титановые белила имеют желтоватый оттенок, а цинковые — имеют холодный белый оттенок. Смесь титановых и цинковых белил сглаживает недостатки и объединяет достоинства обоих пигментов.

Вернёмся к цветным краскам. Для учебных работ лучше использовать недорогие краски серии «Ладога» и «Сонет» производства ЗХК, но с условием, что они содержат натуральные пигменты (отсутствует символ (А) после названия).

При необходимости, в набор красок добавляются дорогие натуральные пигменты серии «Мастер-класс». Краски производства фирмы «Подольск-Арт» в целом хорошего качества, многие художники любят подольские земляные краски.

Но мне иногда попадались очень жидкие краски, произведённые этим заводом.

Многим начинающим кажется, что чем больше красок на палитре, тем лучшего результата они достигнут. Однако это совсем не так. Более того, палитра крупнейших мастеров живописи покажется многим очень бедной… Даже импрессионисты пользовались ограниченным набором красок — в их палитре отсутствовали земляные пигменты, у многих — чёрная краска.

Также следует учитывать, что земляные краски темнеют в смесях с кадмиевыми красками (за исключением очень хорошо очищенных кадмиев, потемнение цветов вызывает не сам кадмиевый пигмент, а сопутствующие производству кадмиевых пигментов химические вещества, оставшиеся в краске).

Исторически сложилось 2 типа палитры — классическая, на основе земляных красок, и  импрессионистическая, на основе кадмиевых и кобальтовых пигментов. Также есть разные варианты сочетания этих типов.

Для своих учеников я рекомендую следующий набор красок:

  1. Белила титановые
  2. Стронциановая жёлтая
  3. Кадмий жёлтый тёмный (или средний)
  4. Кадмий пурпурный (или красный тёмный)
  5. Краплак красный
  6. Кобальт зелёный светлый
  7. Кобальт зелёный тёмный
  8. Изумрудно-зелёная (зелёная ФЦ)
  9. Кобальт синий средний (церулеум)
  10. Ультрамарин
  11. Кобальт фиолетовый светлый (или тёмный, или марганцовая фиолетовая, ультрамарин фиолетовый)
  12. Охра светлая
  13. Марс жёлтый прозрачный
  14. Марс оранжевый прозрачный
  15. Марс коричневый тёмный прозрачный
  16. Умбра натуральная ленинградская
  17. Кость жжёная

Жирным шрифтом выделены те краски, которые я считаю основными, позволяющими вести работу над любым сюжетом. Для начинающих вполне достаточно этого набора.

Основа для работы маслом

Лучшей основой для работы масляными красками является предварительно загрунтованная деревянная доска. Но из-за дороговизны этого материала почти все художники от него отказались. Поэтому общепринятой основой для работы стал холст. Некоторые художники в качестве основы используют стекло, металлические пластины, пластиковые панели.

Что касается учебных работ, то для них можно использовать как холст, натянутый на подрамник, так и холст, наклеенный на картон или оргалит. Загрунтованный картон тоже годится, но важно, чтобы он имел фактурную поверхность, имитирующую холст.

Для работы на любой основе важно качество грунта, грунт не должен «тянуть» краску (тянущий грунт вызывает помутнение, вызванное впитыванием масла из краски). Визуально определить качество грунта не всегда возможно, как правило, качественный грунт немного блестит, ровный; некачественный грунт мутный, на нём часто видны крупинки, трещины.

Если грунт тянет, то ситуацию можно отчасти исправить, предварительно пропитав его маслом (или тройником).

Можно приобрести готовый холст в рулоне и натягивать его на подрамник самому. Холст должен крепиться к подрамнику с тыльной стороны, а не с торцов. Подрамник должен иметь клинья для натягивания холста (иногда подрамники продают без клиньев, но имеются пазы, куда их можно забить). Холст должен грунтоваться на одном подрамнике, а для работы затем натягиваться на другой (меньшего размера).

При использовании на подрамнике следует исключить использование хлопкового холста. Только лён хорошо ведёт себя на подрамнике. На картон можно использовать наклеенный хлопковый материал.

Хорошего качества холсты и картоны фирмы «Подольск-АРТ».

Недавно я купил холст фирмы «Реалистик». Качество грунта и подрамника было хорошее на фоне других производителей.

Художник может сам для себя загрунтовать холст или картон, при наличии навыка и использовании высококачественных материалов качество будет выше, чем на производстве.

Вспомогательные материалы

  1. Масло льняное, лучше очищенное, полимеризованное. Чем светлее и гуще, тем лучше. Например, уплотнённое №2. Или льняное импортного производства, если оно хорошо отбелено и плотное (густое).
  2. Для составление «Тройника»: Пинен (разбавитель №4). Именно пинен, а не разбавитель без запаха. Разбавитель без запаха является уайт-спиритом. Уайт-спирит плохо растворяет лаки, более летуч и токсичнее, чем пинен. Для работы лучше всего использовать смесь пинена (20 частей), лака (10 частей, в жаркую погоду на пленэре 7-8 частей) и масла (1-2 части), так называемый «тройник». Готовый разбавитель покупать категорически не советую: работы, написанные с ним, затем сильно темнеют. Запах пинена различается, бывает, что запах совсем слабый, попадается и сильно пахнущий. Я думаю, что качество зависит от исходного сырья. Если попался пахнущий разбавитель №4, я рекомендую использовать его для мытья кисточек. Если подвернулся удачный, купить про запас, ориентируясь на ту же дату изготовления.
  3. «Двойник». Если хотите сэкономить, то лучше составить смесь из пинена (4-5 частей) и масла (1 часть), но краска будет сохнуть медленнее. Можно использовать «двойник», который составляется на разбавителе без запаха (3-4 части) и льняном масле (1 часть).
  4. Лак даммарный (лак можно приобрести в виде кусков смолы и растворить в пинене в соотношении 1:3, получится лак, аналогичный готовому, но обойдётся дешевле).
  5. Кисти щетинные плоские, №4, 8, 12, 20 (номер равен ширине в миллиметрах), веерная кисть, колонок №3. Можно писать синтетическими кистями. Для масла волос лучше упругий (обычно белого цвета). Однако синтетика быстро теряет форму при работе масляными красками.
  6. Мастихин, длинной 4-5 см., каплевидной формы. Ищите хороший мастихин, из тонкой, упругой стали.
  7. Маслёнка, лучше стальная. Можно купить двойную, в одном отделении моем кисти, в другом смачиваем их тройником.
  8. Тряпка. Лучше всего хлопок. Если ткань толстая, например, старое полотенце, то ещё лучше.
  9. Палитра деревянная, покрытая лаком или хорошенько пропитанная маслом. Есть бумажные, когда использованные листы можно менять, а неиспользованную краску можно переложить на новый лист мастихином. Главный недостаток бумажной палитры — её белый цвет.
  10. Халат. Если работаете аккуратно, можно обойтись и без халата. Масляная краска (если не высохла) легко отмывается водой с мылом, отстирывается в машине. Перед мытьём или стиркой можно смочить загрязнённое место пиненом или уайт-спиритом и потереть.

Источник: http://gavrilovart.ru/lessons/sovety/26-maslo

Цвет в живописи

Цвета масляных красок в живописи

Влияние цвета на восприятие картин и фресок и история цветописи.

В гостях. Абрам Архипов.

Синопсис

Так как картина имеет статус одного из ведущих объектов «визуального» искусства, в значительной степени на создание настроения и глубины влияет использование цвета, который может произвести чрезвычайно мощный эффект на зрителя и оживить полотно. А началось все еще с доисторической пещерной живописи, в которой впервые были задействованы примитивные пигменты.

Влияние цвета

Цветовые эффекты могут проявляться чисто оптически (привлечение взгляда зрителя), эмоционально (при использовании спокойных холодных цветов или ярких и стимулирующих чувства пигментов) или эстетически (сопоставление гармоничных цветов в композициях).

Освещенность и насыщенность цветов зависят от правильного использования мастером устоявшихся теорий. Кроме того, влияние цвета корректируется в зависимости от окружения.

Например, серый, окруженный синим, создает прохладное ощущение, в то время как в соседстве с желтым демонстрирует теплоту.

Окончательная комбинация и общий диапазон тонов, использованных в картине иногда называется тональным ключом, который у многих мастеров является достаточно своеобразным или даже уникальным, что можно использовать в цветовом анализе произведений искусств.

Великий козел. Гойя.

Ранние теории цвета

Первые принципы теории цвета были сформулированы Альберти (1404–1472) в трактате «О живописи» (1435). Также их изложение можно обнаружить в записных книжках Леонардо да Винчи, великого гения эпохи Ренессанса. Классические паттерны и оптические теории пережили революцию лишь в 19 веке, во время развития движения импрессионистов.

Масляная краска

В общем случае, масляная краска представляет собой комбинацию из цветового пигмента, льняного масла и скипидара.

Оттенок обеспечивает пигмент, масло служит в качестве связующего компонента, а скипидар разжижает получившуюся смесь и помогает наносить получившуюся смесь на холст.

Отличие от большинства других красок заключается в том, что масла не высыхают, а в результате окисления и реакции с кислородом превращаются в густой гель, впоследствии затвердевая.

Портрет четы Арнольфини Ван Эйка, значимой фигуры для масляной живописи

Акварель, гуашь

Акварельная краска состоит из пигмента и связующего водорастворимого гуммиарабика, к которому добавляют воду. Гуашь представляет собой непрозрачную акварель. К этой категории также можно отнести и темперные краски.

Парижские виды от Тьерри Дюваля

Акрил

Акриловая картина создается полностью синтетическими материалами на основе полимерной акриловой смолы. В простейшей комбинации эта краска представляет собой смесь пигмента, эмульсии акрилового полимера (пластика), смол (в качестве связующего вещества) и воды. За счет испарения воды (и некоторых растворителей) такая краска достаточно быстро сохнет, формируя прочную пленку.

Разница

Акриловая краска, благодаря своему составу, после быстрого высыхания незначительно меняет цвет.

Акварель и гуашь после сравнительно небольшой сушки несколько изменяют цвет, в отличие от масляной краски, которая не изменяет цвет на протяжении продолжительного высыхания.

Кроме того, после нанесения одного слоя на масло можно добавить еще краски, чтобы создать богатые и насыщенные цвета. В целом, изобретение масляной живописи (15-й век, Европа) стало значительным шагом в развитии цветовой насыщенности и яркости изображения.

Цветовые пигменты

Пигменты и красители — ингредиенты, придающие цвет краскам. Основное отличие между красителем и пигментом — их способность растворяться в воде.

Пигменты должны быть тщательно измельчены и смешаны в растворе, в то время как красители обладают более высоким показателем растворимости.

Большинство пигментов добывается из металлов и растений, хотя некоторые из них получают из фрагментов и частей животных и рыб, обугленных деревьев или костей.

Каменный век

Художники каменного века опирались на пигменты, полученные из земли. Добытые элементы, например, глина и уголь, давали желтые, коричневые и различные оттенки красного цвета.

В Египте

Цветовая схема, полученная в древности египетскими художниками, представляла собой оттенки голубого, лимонно-желтого, зеленого, красно-оранжевого и других цветов.

Греция и Рим

Античные картины характеризовались достаточно широким диапазонам цветов, который продолжал расширяться с добавлением оттенков красного, пурпурного, индиго и прочих цветов.

Эпоха Возрождения

Живопись эпохи ренессанса получила толчок благодаря развитию масляной живописи. Новая среда представляла дополнительные возможности и отлично подходила для создания реалистичных работ. Неудивительно, что это стимулировало открытие и использование многих новых оттенков.

Лаокоон. Эль Греко.

17–18 век

После Возрождения принципы и паттерны использования цвета в живописи были приняты всеми основными европейскими академиями и закреплены в правилах академического искусства. Цвет, однако, в то время имел второстепенную роль. Рубенс, драматично использовавший цветовой пигмент, часто критиковался за это, в то время как Николя Пуссен был почитаем благодаря более сбалансированной палитре.

19-й век

По сути, 19-й век — начало современного искусства и период массового изменения направлений и паттернов живописи. В это время художники имели доступ к более дешевым и надежным синтетическим краскам. Для импрессионистов подобные новшества помогали передать идеи «мимолетного момента». В дальнейшем субъективность восприятия экспрессионистов также поддерживалась новыми цветами.

Впечатление. Восходящее солнце. Клод Моне.

Заключение

Важно помнить, что до 18-го века художники были сильно ограничены в выборе цветов, однако они так или иначе играли неотъемлемую роль в передаче настроения и атмосферы картины. После 19-го века художники вовсе начали использовать яркие пигменты как отдельную форму самовыражения, акцентируя внимание именно на них.

Источник: https://artrue.ru/articles/cvet-v-zhivopisi.html

Советы для желающих начать рисовать масляными красками

Цвета масляных красок в живописи


Для того, чтобы научиться рисовать масляными красками, правильнее было бы сказать, писать масляными красками, нужно обладать определенными знаниями в этой области, а именно, разбираться в том разнообразии инструментария, который на сегодняшний день представлен в широком ассортименте в магазинах для художников.

Начинающий художник может потеряться, зайдя в такой магазин без предварительной подготовки, потому что, кажущегося очевидным набора, каким считается холст, кисти и масляные краски для хорошего старта в этом деле будет недостаточно.

Данная статья направлена на то, чтобы Вы смогли виртуально посетить магазин для художников, будто бы в сопровождении опытного наставника. Итак, начнем!
 

Холст

Первое, что мы с Вами будем выбирать, это холст. В качестве основы для рисования масляными красками можно выбрать различные материалы: доску, картон, металлическую пластину, стекло, пластик.

Но если мы с Вами говорим о классической живописи, то, конечно, следует выбирать ткань, правильным способом загрунтованную, туго натянутую на подрамник и звенящую как барабан. Да-да! Холст не должен провисать, его поверхность должна быть идеально ровной.

В прежние времена, да и сейчас тоже, многие профессиональные художники натягивают ткань на подрамник сами, сами же и грунтуют ее.

Поскольку данные рекомендации предназначены для начинающих художников, мы не будем углубляться в тему, касающуюся натягивания холста на подрамник, поговорим о том, как правильно выбрать уже готовую для работы поверхность, а именно – уже загрунтованный и натянутый на подрамник холст.

https://www.youtube.com/watch?v=tnOLDZfNW3M

Лучше всего, чтобы полотно холста было льняное, оно может быть средней или мелкой зернистости, иметь ровную гладкую поверхность без узелков, толщина холста везде должна быть равномерной. Зернистость холста – это различные неровности и узелки в ткани, в плетении нитей холста. Если таких вкраплений много, нити грубые, то перед Вами холст с высокой зернистостью.

Он подходит для рисования предметов с сильно выраженной фактурой, например, старые кирпичные стены, узловатые стволы деревьев, камни, развалы горных пород и т.д. Здесь можно работать крупными пастозными мазками, пользоваться мастихином. Поэтому такой холст не подойдет для рисования предметов с нежной фактурой, для передачи деликатных светотеневых переходов.

Нежную прозрачность винограда и личико юной девушки на такой поверхности не нарисуешь. Для таких целей будет правильным выбрать холст более тонкой выделки, более гладкий, то есть мелкозернистый. И именно такой холст лучше всего приобретать начинающим художникам, на нем, кстати, можно сделать более детальный предварительный рисунок карандашом.

И еще можно легко стереть не понравившийся фрагмент рисунка.

Обратите внимание на качество подрамника, то есть деревянной основы, на которую натянут холст.

Мы уже говорили о недопустимости его провисания, осталось добавить, что следует обязательно оценить качество древесины, из которой изготовлен подрамник.

Обычно это липа, сосна или береза. Дерево должно быть хорошо обработанным, сухим, гладким, без сучков, сколов, гнили и червоточин.
 

Масляные краски

Для начала не стоит покупать большое количество красок, будет вполне достаточным приобрести набор из 10-12 цветов.

Самое главное, чтобы в этом наборе были синий (лазури, кобальты), красный (кадмий средний, светлый или темный), желтый (кадмий средний), черная (сажа газовая), белая (белила цинковые или титановые) краски.

Если Вы уже умеете смешивать основные цвета и получать из них дополнительные, то даже такого минимума Вам вполне хватит, но лучше все-таки несколько разнообразить, пусть даже пока свою первую масляную палитру! Чтобы сориентироваться, какой цвет в тюбике, посмотрите на цветную полосу этикетки.

Дополните свой набор голубой краской (небесно-голубая), охристым оттенком (охра светлая или золотистая), так называемыми «цветами земли» – умбра натуральная, сиена натуральная, а также природными оттенками зеленой цветовой гаммы — оливковая, травяная зелень, зеленая светлая и др.

Еще раз напоминаем, смотрите на этикетку тюбика. Или же Вы можете купить готовый набор красок. Со временем Вы поймете, какие краски расходуются у Вас быстрее, какие нет.

Кроме того, прежде чем покупать краски, хорошо бы знать в какой цветовой гамме предполагаете писать картину: это будут нежные пастельные оттенки или сочная контрастная живопись? Какого размера будет Ваша работа? Это тоже может повлиять на Ваш выбор.

И, конечно же, неплохо было бы ознакомиться с таблицей цветов, названия которых практически у всех производителей одинаковые, поэтому вполне можно сориентироваться по цвету и посмотреть правильные названия понравившихся цветов и оттенков.

Цены у масляных красок разных производителей различные, они напрямую зависят от химического состава красок. Дороже будут стоить краски в составе которых содержатся натуральные, а не синтетические пигменты.
 

Кисти

Кисти – важнейшая часть Вашего инструментария, очень трудно писать плохими кистями. Для масляной живописи следует выбирать плоские кисти из натурального ворса щетинные или колонковые. У каждой кисти есть свой номер — так их легко различать по размеру.

Самыми лучшими всегда считались кисти колонковые, они сделаны из кончика хвоста колонка. Так как эти кисти дороги, можно воспользоваться кистями из хорька или белки. Сейчас в продаже имеются кисти синтетические, но очень хорошо зарекомендовавшие себя в работе.

Поначалу можно купить щетинные кисти №2, 4, 6, 8, 10, 12. Со временем Вы поймете, какие кисти для Вас удобнее.

Нужно всегда помнить о том, что кисти необходимо содержать в чистоте, промывать сначала в растворителе, тщательно вытирая тряпочкой, затем мыльной пеной в теплой воде, пока она не станет чистой. Кисти после мытья нужно насухо вытереть, выровнять ворс и поставить сушиться ворсом вверх.
 

Лаки

На витрине магазина для художников, помимо всего прочего, Вы увидите различные художественные лаки. Они предназначены для работы непосредственно с красками, то есть кисть периодически макается в лак, потом в краску. Это так, называемая «живопись на лаке» или «через лак». Для чего это делается.

Для того, чтобы живопись была сразу яркой и сочной. А лучше, конечно, лаком защищать уже готовую работу с хорошо высохшими красками. Как мы уже упоминали, лак дает сочность краскам и, самое главное, защищает Вашу работу от внешних воздействий. Когда лак высохнет, поверхность холста можно протирать от пыли.

Лаки бывают различными по составу, в основном они сделаны на основе мягких смол.

Растворители

Очень нужная и важная вещь для масляной живописи. Растворитель нужен для разведения красок, для того, чтобы очистить кисти перед тем, как уже окончательно промывать их мыльной пеной.
 

Тройник

Это готовый состав для разведения масляных красок. В его состав обычно входит льняное масло, лак и скипидар. Именно этот разбавитель наливают в масленку. Если его не оказалось под рукой, сойдет растворитель Пинен№4, плюс льняное масло.

Масленка

Специальная емкость, куда наливается тройник или растворитель. Обычно крепится на палитру, для чего имеет удобное крепление-прищепку. Масленки бывают пластиковые и железные. Удобнее иметь масленку с крышечкой на резьбе, тогда у Вас ничего не прольется, а не использованное содержимое не высохнет раньше времени.

Мастихины

Нужный и важный инструмент в арсенале художника. Это специальные лопаточки, предназначенные для того, чтобы счищать остатки краски с палитры, наносить и снимать краску с холста. Есть специальные живописные приемы, когда работа на холсте ведется именно мастихином, а не кистью. В продаже есть наборы мастихинов разных размеров и форм.

Палитра

О, это настоящая визитная карточка любого художника! Палитру тоже нужно уметь выбрать правильно, краски на палитре следует размещать ближе к краям, в центре оставляется место для смешивания. Палитры бывают разные по форме и по размеру. 

Мольберт

 — очень удобная вещь для того, чтобы объективно оценивать свою работу, видеть недоработки. Работа, закрепленная на мольберте — это профессиональный подход.

Перед мольбертом можно работать как стоя, так и сидя. Периодически нужно отходить от холста на некоторое расстояние, чтобы увидеть все детали.

При покупке мольберта, ориентируйтесь на его прочность, надежность креплений, устраивающий Вас размер и модель. 

Этюдник

 – специальное приспособление для занятиями живописью вне дома. Это своеобразный чемоданчик, в котором Вы можете разместить все необходимое для работы: кисти, краски, растворители, холсты, картоны.

Он достаточно компактен, открывается и закрывается, имеет надежные крепкие ремни для переноски. Этюдник может быть различных размеров, с ножками, которые можно регулировать по высоте и без них.

Покупая этюдник, нужно убедиться, что он надежный и прочный, имеет хорошие крепления. Этюдник можно также использовать в качестве мольберта дома.

Вот, пожалуй, самые основные советы, которые, мы надеемся, Вам пригодятся при выборе материалов для занятий живописью масляными красками. Если у Вас будет в наличии полный набор инструментов, о котором мы говорили, Вы смело можете начинать писать свою первую картину маслом! Удачи Вам и творческого вдохновения!

Перепечатка статей, новостей и обзоров допускается только при наличии текста «Источник: Магазин Художник» в конце статьи с гиперссылкой на страницу magazinhudozhnik.ru

Источник: http://MagazinHudozhnik.ru/poleznye-sovety/nachat_risovat_maslyanymi_kraskami

Большое количество художников отдает предпочтение масляной живописи перед всеми другими видами живописи. «Виноваты» в этом свойства масляных красок. Именно благодаря им, масляные краски больше, чем другие краски, подходят для раскрытия сложных замыслов. Картины, написанные маслом, долговечные, светостойкие – они хранятся веками.

Замечательные свойства масляных красок

Масляные краски на высококачественных пигментах:

  • легко смешиваются;
  • медленно сохнут;
  • не меняют цвет при высыхании;
  • наносятся несколькими слоями;
  • допускают исправления в работе после высыхания;
  • допускают возможность работы в разных техниках;
  • долговечные, светостойкие.

Нет необходимости говорить о недостатках масляных красок, так как недостатки можно найти только у некачественных красок. Краски, изготовленные из качественных пигментов и масла с соблюдением технологии, будут служить художнику верой и правдой.

Состав и технология изготовления

Самые главные компоненты масляных красок: красящий пигмент и масло. Веками для улучшения свойств масляных красок использовали натуральное льняное масло – добавляют его и сейчас. Это главное связующее вещество, от которого зависит качество и долговечность краски.

В более дешевые краски добавляют полимеризированное или рафинированное масло. Пигменты для масляных красок тщательно перетирают и смешивают по специальной технологии со связующими веществами.

В дешевых красках натуральные пигменты заменяют имитацией или аналогами – свойства масляных красок при этом ухудшаются. Информация о подобной замене должна быть на упаковке. Рецепт качественных красок – это баланс между цветом и связующим веществом.

От цвета художник ждет насыщенности, чистоты тона, светостойкости, натуральности, от связующего вещества – удобства работы и «предсказуемости» красок.

Виды масляных красок

В первую очередь масляные краски делятся на профессиональные и ученические. Последние стоят заметно дешевле, но написать ими серьёзную работу вряд ли удастся.

Свойства непрофессиональных масляных красок и качественных – заметно отличаются.

У дешевых красок может быть неодинаковая скорость высыхания, плохая пастозность, низкая светостойкость, хотя цвета, представленные в недорогом наборе, могут быть вполне привлекательными.

По происхождению масляные краски делятся на натуральные и искусственные, органические и неорганические. Кроме того, масляные краски бывают кроющие, полупрозрачные и прозрачные. Также краски различают по светостойкости, уровень устойчивости к свету обозначают звездочками (чем больше звездочек, тем больше светостойкость краски).

Масляные краски отечественные или импортные?

Многие художники в Королеве отдают предпочтение масляным краскам Санкт-Петербургского завода художественных красок. Это предприятие с многолетней историей, солидным оборудованием и огромным опытом.

Серия «Невская палитра» – профессиональные краски, «Ладога», «Сонет» – ученические. Благодаря отличному свойству масляных красок смешиваться, в наборе, как правило, ограниченное число цветов, из которых можно получить сколько угодно оттенков.

Как правило, в комплекте масляных красок 12 цветов. Для плодотворной работы их вполне достаточно.

Многие наборы содержат два тюбика с белилами, это удобно, так как белый цвет быстро расходуется.

Есть наборы, в которые, кроме тюбиков с краской, входит флакончик масла – необходимый инструмент для работы. Есть солидные наборы в долговечной деревянной коробке.

Широкий ассортимент высококачественных масляных красок отечественных и импортных производителей представлен в салоне-магазине «Художник».

Что делать, чтобы масляные краски не теряли свои свойства

Чтобы картина оказалась долговечной, не трескалась, не желтела, при работе масляными красками надо соблюдать ряд правил:

  1. работать качественными красками.
  2. придерживаться технологии.
  3. наносить живописный слой на качественный грунт.
  4. делать просушку между слоями.
  5. использовать в качестве примесей к краскам высококачественные материалы.

Дополнительные материалы, улучшающие свойства масляных красок

Даже самые лучшие масляные краски требуют использования в работе дополнительных материалов. Наиболее часто применяются:

Чаще всего художники используют в качестве добавки смесь пинена, лака и льняного масла. Причем на разных этапах работы пропорциональные составляющие этой смеси неодинаковые.

Лак, кроме того, используется на промежуточных этапах – готовый слой краски перед нанесением нового слоя покрывают ретушным лаком.

Использование этих средств позволяет добиться глубокого цвета, натуральности оттенков и, в конечном итоге, реалистичности изображения.

Краткий словарик художника

  • Адгезия – прилипание нового слоя краски к слою грунтовки или к старому слою.
  • Гриндометр – прибор, измеряющий качество перетертого пигмента.
  • ЗХК – завод художественных красок.
  • Лессировка – наложение полупрозрачного слоя поверх основного цвета.
  • Мастихин – лопатка для смешивания краски. Иногда мастихин используют вместо кисти для нанесения краски на холст.
  • Пастозность – свойство масляной краски, которое означает способность оставлять на холсте густой, плотный, жирный, рельефный мазок.
  • Пинен – разбавитель, разновидность скипидара, полученная из смолы хвойных деревьев.
  • Сиккативы – добавки, которые способствуют быстрому высыханию краски.

Создать действительно красивую, качественную и в художественном плане ценную картину маслом очень трудно.

Каждый, кто хоть раз садился к мольберту, знает об этом не понаслышке. Сегодня в распоряжении живописцев имеются самые разные материалы для творчества, качество которых находится на очень высоком уровне. При этом процент возникновения дефектов остается довольно-таки большим.

В первую очередь это связано с незнанием простейших правил работы с материалами, техники живописи или с использованием грунтов низкого качества.

Подробнее…

Предназначение мольберта – удерживать холст в процессе работы на высоте, удобной для художника, и под необходимым углом.

Тем не менее, при покупке этого, на первый взгляд, простого приспособления у новичков часто возникают трудности с выбором, так как моделей и видов мольбертов довольно-таки много.

Чтобы сориентироваться и сделать правильный выбор, необходимо уяснить для себя функциональные особенности и характерные черты основных видов таких приспособлений.

Подробнее…

Гуашь – благодатный материал для цветов, пейзажей, натюрмортов, иллюстрации детских книг и сказок. Цветки гуашью получаются как живые за счёт ее матовости, бархатистости, яркости.

Пейзажи гуашью также хороши – художнику удается передать свежесть и чистоту красок природы, разнообразие и призрачность ее оттенков в утреннюю и вечернюю пору.

Это во многом объясняется тем, что гуашь – водорастворимая краска, она размывается и разбавляется водой до получения нужного оттенка. Подробнее…

Художники имеют репутацию темпераментных и экстравагантных личностей, полностью отдающихся необузданным фантазиям и страстям, так что не удивительно, что импульсивность некоторых известных мастеров создавала им проблемы с законом. Подробнее…

Источник: http://magazin-hudoznik-korolyov.ru/stati/svojstva-maslyanykh-krasok

Домашние пейзажи
Добавить комментарий